Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Страница 1

Психология » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Аль-Фараби (870 – 950) и его место в истории казахской психологии

В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль-Фараби

. Он является одним из основоположников философско-психологической мысли, возникшей на Ближнем и Среднем Востоке. Его учение оказало огромное влияние и на развитие духовной культуры народов Центральной Азии и Казахстана. Нет почти ни одной отрасли знания, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок. Еще при жизни он получил прозвание «Второй учитель» (второй после Аристотеля). Фараби оставил огромное научное наследие: ему принадлежит около 200 научных трактатов, написанных на арабском и переведенных на различные языки мира (персидский, еврейский, турецкий, латинский, английский, немецкий, французский, испанский, русский, казахский, узбекский и др.).

Фараби является автором многочисленных трактатов по психологии. Основные его работы по психологии:

· «Трактат о сущности души»

· «Слово о сновидении»

· «О силе души»

· «Ум и понятие»

· «Слово об уме юных»

· «Слово об уме взрослых»

· «О темпераменте» и др.

Психологические идеи великого мыслителя содержатся также и в многочисленных его произведениях, напрямую не связанных с психологией. В этой связи большой интерес представляют такие его труды, как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «О сущности разума», «О происхождении наук», «Основы мудрости» и др.

Многие страницы его психологических трудов посвящены проблеме души и тела

. По аль-Фараби, душа и тело находятся в абсолютном единстве. В своем трактате «Существо вопросов» он выступает против Платона, считавшего душу первичной и предшествующей телу. «Душа, - писал Фараби, - не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон». Душа возникает одновременно с телом, не может быть две души в одном теле, и она не может преселяться из одного тела в другое. Состояние тела влияет на состояние души. Для сохранения нормального состояния души и выполнения ею своих функций, необходимо здоровое тело.

Ученый утверждал о вечности души, считая, что она не умирает вместе с телом, а остается вечно живой. Он полагал, что, хотя тело разлагается, душа не исчезает, она уходит в вечность и никогда не возвращается и не перевоплощается. Покидая тело человека, душа объединяется с такими же другими душами, объединяется и все духовное, приобретенное ими, составляя мировую душу. Бессмертны души добродетельных и сведущих людей, тогда как души людей невежественных смертны.

Главная заслуга аль-Фараби в трактовке этой проблемы заключается в следующем: выступая против учения Платона о душе, он делает попытку защитить устои материалистической теории отражения, правильно объясняя суть процесса развития психической жизни, в отличие от Аристотеля склоняется к мысли, что мозг в какой-то степени участвует в управлении психической деятельностью человека, то есть, подчеркивает зависимость душевных сил от телесного органа.

Центром человеческой души (ан нафс ал инсайнийн) Фараби считает не мозг, а сердце. Сердце является главным органом, который не управляется никаким другим органом тела. Затем идет мозг. Он также главный орган, но господство его является не первичным, а вторичным, потому что, управляя всеми другими органами, он сам управляется сердцем. В мозгу аль-Фараби выделял отдельные нервные центры. «Посредством одной из своих частей (мозг) уравновешивает теплоту, способствующую воображению; посредством другой – то, что способствует мышлению; и посредством третьей – то, что способствует сохранению в памяти и воспоминания».

Дифференцируя нервы по выполняемой ими функции, аль-Фараби различал нервы двух видов

:

1. чувственные

2. двигательные

По-видимому, он знал о существовании нервных узлов в сердце и спинном мозгу, именно этим можно объяснить его высказывания в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города»: многие из этих нервов в самом сердце имеют корни, посредством которых они черпают из мозга то, что сохраняет их силы. Многие другие корни берут начало в спинном мозгу, верхняя часть которого связана с головным мозгом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная правил логики, подобно тому как люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, с ...

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астеническ ...