Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Страница 2

Психология » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

По мнению Фараби, душа делится на действующую, или на движущую (ал куууат ал-мухаррина), и познающую силу. Движущие силы присущи всей живой природе (растения, животные, люди), так как все они имеют способность к движению. Познающие же силы имеются только у людей и животных, они способны отражать в мозгу окружающий мир. Растения не имеют такой способности, поэтому они не входят в эту группу.

Человек, считает Фараби, овладевает, прежде всего, питающей силой (ал куууат ал-газийа), под которой он подразумевает телесное строение организма. Люди имеют также душевную силу, которая делится в свою очередь на два вида:

1. Первую из них он называет «внешней душевной силой»

, или «силой ощущений» (ал куууат ал-хасса), которая возникает при непосредственном воздействии внешних предметов на органы чувств (осязание, вкус, слух, зрение, обоняние).

2. К «внутренней душевной силе»

относятся сила воображения (ал куууат ал-мутахайила)/ память, представление, воображение/, стремящаяся, или побуждающая (ал куууат ан-нузуийа), и разумная, или мыслящая (ал куууат ан-натика) сила.

По мнению аль-Фараби, процесс познания

состоит из двух ступеней (ощущение и мышление), которые отображают различные стороны объектов: первая отображает их внешние, изменчивые свойства (акциденции), вторая – существо предметов (субстанция). Опираясь в своем учении на аристотелизм, аль-Фараби придерживается мнения о полной возможности познания человеком внешнего мира.

Преимущество человека перед животным аль-Фараби видит в том, что человек в отличие от других животных обладает особыми душевными способностями, высшей формой которых является речь и разум.

Познавательные процессы, связанные с чувственной ступенью познания, являются различными формами отражения предметов и явлений окружающей действительности. Душевные силы не существуют оторванно от материи, они не привносятся в человеческий организм извне. Познание частно-конкретных вещей осуществляется через ощущение, восприятие, воображение, воспоминание и другие психические функции. Вот что пишет он о природе ощущений

: «Ощущаемое ощущается вместе с другими качествами, которые постигаются в этих телах осязанием, как тепло и холод, сырость или сухость, и то, что вытекает из них или некоторых из них как твердость и мягкость, гладкость и шероховатость; или постигаемые вкусом – таковы обладающие одним вкусом: сладостью, горечью или другими; или постигаемые зрением – таковы обладающие видом… Но постигаемое осязанием связано с теплом, холодом или другими осязаемыми, а постигаемое зрением связано с белизной, чернотой и другими видами».

Обращает на себя внимание трактовка аль-Фараби обусловленности ощущений физическими раздражителями и теми физиологическими процессами, которые имеют место в чувственных нервах. Такими раздражителями он называет свет для зрения, атмосферные колебания для слуха и т.д. Фараби характеризует наше познание как непосредственное отражение, как отпечаток реального предмета в форме конкретных образов. Ощущения являются начальным и необходимым источником знания. ( «Кто не ощущает, тот ничего не познает и ничего не понимает»). Истинность их заключается в соответствии возникающих образов реальным предметам, существующим вне и независимо от сознания человека. Чем сильнее раздражение, тем дольше сохраняются образы ощущений, многообразие человеческого ощущения полностью зависит от разносторонних особенностей свойства бытия и внешнего мира.

Под функцией восприятия

аль-Фараби понимает строение частных конкретных предметов в виде образов, далее получаемые разрозненные ощущения оформляются им в единое целое. Акт восприятия не мыслится без особого анатомического аппарата, состоящего из периферической и центральной частей и соединяющих их нервных проводников, воспринимающиеся качества признаются принадлежащими самим вещам.

С чувственным этапом познания аль-Фараби связывает память и представление, которые занимают промежуточное место между ощущением и разумом, т.е. мыслительным процессом. Память

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Потребительский конформизм: гипотеза и теории
Коллективное бессознательное, как принято считать, косвенно. Скиннер, однако, настаивал, что филогенез притягивает опасный импульс, что вызвало развитие функционализма и сравнительно-психологических исследований поведения. Л.С. Выготский ...

Состояния сознания. Роль сна
Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволя ...

Упражнение 21. «Барьер»
Члены группы формируют стену, отображающую внутренние барьеры протагониста, отделяющие его или ее от значимого для него лица. Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с человеком, находящимся по ту сторо ...