Особенности психологического познания
Страница 4

Психология » Особенности психологического познания

Сформированы много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось доныне. К нему в XX в. добавились знания, которые касаются органических основ темперамента, а также методики, которые позволяют проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Приблизительно т же именно можно сказать и о характере человека. Зная с самых давних времен множество черт характера (эти знания отбиты в языках, на которых говорят представители разных народов), психологии только в XX в. научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученые доныне еще не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или другие черты характера у человека. И здесь практические умения, которые касаются управления темпераментом и характером человека, немного опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.

Знание и объяснение мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не целиком обоснованных предположений и гипотез, во-вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например осознаваемых потребностей, интересов и целей.

Не менее сложное изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познания последние сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны – отрасль науки, которая специально исследует человеческие отношения, – социальная психология – возникла сравнительно недавно. Однако мы уже в настоящий момент целиком в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.

Перебороть ограничения, которые стоят на пути психологического познания человека и его отношений, можно различными путями. Некоторые из них, например научное познание психология человека, доступная только ученым. Другие, например жизненное познание психологии и поведение человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям. Любой человек на достаточном для жизни бытовом уровне может овладеть сравнительно простыми методами психодіагностики для познания себя, окружающих людей и человеческих взаимоотношений. К таким целиком доступным методам психодіагностики относится, например, наблюдение.

В результате продуманного, предварительно спланированного наблюдения за поведением человека можно много чего узнать о его психологии. Для этого нужно точно установить, что, где, когда и как стоит наблюдать.

Много полезной информации о психологии человека, который интересует нас, могут дать психологические тесты.

Для того, чтобы овладеть методом тестирование, необходимо усвоить начальный курс теоретических и методических психологических знаний (как минимум, доброе выучить школьный курс психологии). Кроме того, хорошо овладеть техникой применения того или другого теста. И наконец, выучить научно обоснованные способы интерпретации знаний, получаемых с помощью тестов, то есть знать, какие выводы о человеке можно делать на основе проведенного тестирования.

Знание психодиагностики позволит перейти от жизненного познания психологии и поведения людей к научному. Основное задание данного пособия именно и заключаются в том, чтобы помочь вам сделать этот важен шаг.

Чем же научные знания о психологии людей отличаются от жизненных – от тех, которые каждый из нас регулярно получают в результате общения с людьми, добывая жизненный опыт?

Научные знания больше объективны и независимы от индивидуального опыта человека, чем жизненные. Они, во-первых, ближе к истине, во-вторых, точнее отбивают то, которое есть в самой жизни. В жизненных знаниях много оман и суеверий, основанных только на интуиции и вере. Научные знания, напротив, базируются на несомненный факт и предлагают не веру, а умное обоснование. Научные знания в их практическом приложении намного реже ведут к ошибкам, чем жизненные. Потому для того, чтобы даже на бытовом уровне научиться пользоваться методиками и с их помощью получать достоверные сведения о человеке, необходимо располагать хотя бы минимумом научных знаний о психологии человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Иудаизм.
На заре своей истории в начале II тысячелетия до нашей эры евреи были кочевым скотоводческим племенем, чей общественный строй был крайне примитивен, соответственным было и положение женщины, являвшейся собственностью своего отца, а потом ...

Психологические последствия стресса, фрустрации, перенапряжения и психотерапевтическая помощь. Стресс и его последствия
Если бы стресс ограничивался только дискомфортными ощущениями — увеличением мышечного напряжения, потоотделения, одышкой или состоянием беспокойства, это уже негативно сказывалось бы на человеке. К сожалению, хронические стрессы также при ...

Цели и задачи исследования
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов ...