Особенности психологического познанияСтраница 4
Сформированы много веков назад представление о типах темперамента человека сохранилось доныне. К нему в XX в. добавились знания, которые касаются органических основ темперамента, а также методики, которые позволяют проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Приблизительно т же именно можно сказать и о характере человека. Зная с самых давних времен множество черт характера (эти знания отбиты в языках, на которых говорят представители разных народов), психологии только в XX в. научились его оценивать с помощью разнообразных тестов. Но ученые доныне еще не получили ответа на вопрос, как возникают и развиваются те или другие черты характера у человека. И здесь практические умения, которые касаются управления темпераментом и характером человека, немного опережают развитие научно достоверных знаний об этих личностных особенностях.
Знание и объяснение мотивации человека, его ценностей, целей, интересов и потребностей, во-первых, в большинстве случаев имеют характер интуитивных догадок, то есть научно не целиком обоснованных предположений и гипотез, во-вторых, касаются в основном лишь отдельных мотивационных образований человека, например осознаваемых потребностей, интересов и целей.
Не менее сложное изучение межличностных отношений. Связано это с тем, что, с одной стороны, познания последние сложнее, чем, например, познание психических процессов, с другой стороны – отрасль науки, которая специально исследует человеческие отношения, – социальная психология – возникла сравнительно недавно. Однако мы уже в настоящий момент целиком в состоянии оценить личные взаимоотношения человека с окружающими людьми, его деловые взаимоотношения, отношение человека к себе или к другим людям.
Перебороть ограничения, которые стоят на пути психологического познания человека и его отношений, можно различными путями. Некоторые из них, например научное познание психология человека, доступная только ученым. Другие, например жизненное познание психологии и поведение человека, в принципе по силам всем образованным, культурным и достаточно опытным взрослым людям. Любой человек на достаточном для жизни бытовом уровне может овладеть сравнительно простыми методами психодіагностики для познания себя, окружающих людей и человеческих взаимоотношений. К таким целиком доступным методам психодіагностики относится, например, наблюдение.
В результате продуманного, предварительно спланированного наблюдения за поведением человека можно много чего узнать о его психологии. Для этого нужно точно установить, что, где, когда и как стоит наблюдать.
Много полезной информации о психологии человека, который интересует нас, могут дать психологические тесты.
Для того, чтобы овладеть методом тестирование, необходимо усвоить начальный курс теоретических и методических психологических знаний (как минимум, доброе выучить школьный курс психологии). Кроме того, хорошо овладеть техникой применения того или другого теста. И наконец, выучить научно обоснованные способы интерпретации знаний, получаемых с помощью тестов, то есть знать, какие выводы о человеке можно делать на основе проведенного тестирования.
Знание психодиагностики позволит перейти от жизненного познания психологии и поведения людей к научному. Основное задание данного пособия именно и заключаются в том, чтобы помочь вам сделать этот важен шаг.
Чем же научные знания о психологии людей отличаются от жизненных – от тех, которые каждый из нас регулярно получают в результате общения с людьми, добывая жизненный опыт?
Научные знания больше объективны и независимы от индивидуального опыта человека, чем жизненные. Они, во-первых, ближе к истине, во-вторых, точнее отбивают то, которое есть в самой жизни. В жизненных знаниях много оман и суеверий, основанных только на интуиции и вере. Научные знания, напротив, базируются на несомненный факт и предлагают не веру, а умное обоснование. Научные знания в их практическом приложении намного реже ведут к ошибкам, чем жизненные. Потому для того, чтобы даже на бытовом уровне научиться пользоваться методиками и с их помощью получать достоверные сведения о человеке, необходимо располагать хотя бы минимумом научных знаний о психологии человека.
Информационный подход к когнитивному развитию в подростковом возрасте.
Сторонники информационного подхода основное внимание обращают на совершенствование у подростков тех умений, которые принято называть метапознанием. Метапознание включает в себя несколько умений, таких как способность размышлять о мыслях, ...
Исследование (испытуемый А)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – старший помощник начальника 1-го отдела.
1)
Социально-демографические характеристики
Ø Пол - женский
Ø Возраст - 43
Ø уровень образования: средне ...
Я-концепция
Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с друг ...