Особенности психологического познания
Страница 6

Психология » Особенности психологического познания

Данный опыт начинает быстро накапливаться и обогащаться с момента поступления ребенка в школу в первую очередь за счет активизации и расширения сферы межличностного общения, включения ребенка в новые для нее виды совместной деятельности. Она получает возможность обнаружить себя и увидеть окружающих людей в разных ситуациях. Соответственно расширяются и углубляются психологические знания ребенка о себе и о других людях. В результате его самооценка и оценки, которые даются другим, людям, становятся больше гибкими и разносторонними.

В подростковом и особенно в раннем юношеском возрасте психологические знания человека о себе и о людях начинают терять черты ребячества и постепенно добывают качества взрослости, то есть становятся похожими на оценки взрослых людей. Как подросток, так и юноша начинает целиком разумно отвечать на разнообразные вопросы, которые касаются психологии людей, причем в этих ответах уже можно найти информацию об их познавательных процессах, эмоциональных состояниях, чертах личности, способностях, мотивах, потребностях, отношениях.

До окончания школы психологические познавательные способности становятся достаточно развитыми. Правда, знания психологии людей еще долго остаются односторонними, что связано не столько со способностями, сколько с дефицитом жизненного опыта у молодых людей. Этот опыт постепенно добывается в течение жизни, и, как следствие, обогащаются, расширяются и углубляются – знание человека о себе и об окружающих людей.

С возрастом растут и индивидуальные расхождения в глубине, разносторонности и адекватности психологических знаний. Одни люди, как известно, лучше и глубже понимают себя и окружающих, чем другие. Это связано как с их личным жизненным опытом, в частности профессиональным, так и с общим уровнем культурно интеллектуального развития. Установлено, например, что люди определенных профессий – актеры, психологи, педагоги и врачи – лучше, чем представители других профессий, способные понимать и оценивать психологию людей.

Следующий вопрос: можно ли узнать о психологии человека все или существуют определенные ограничения препятствования? На этот вопрос невозможно точно ответить. Больше всего в познавательном плане доступна та информация о человеке, какой он располагает сам. Это целиком достоверная информация, и ею человек может поделиться с другими. Менее всего в психологии другого человека доступно для познания то, о чем он сам не в состоянии достоверно знать.

Как правило, человек относительно неплохо знает, например, свои достоинства и развитые способности. Намного меньше он знает о своих негативных сторонах, например о недостатках характера. Последние особенно плохо осознаются человеком в том случае, если входят в противоречие с сформированной позитивной самооценкой и оказываются несовместимыми из принятой им же моралью. Такие знания обычно вытесняются из сферы сознания человека и сохраняются в подсознании, куда ни он сам, ни окружающие его люди не имеют свободного доступа. Психологические сведения, которые сохраняются в подсознании человека, могут стать известными только в результате применения специальных психоаналитических процедур или тестов, называемых проективними, которые позволяют проникнуть в содержание подсознания человека.

Как лучше и больше узнать о себе и других людей

Человек в состоянии знать свою психологию, но при определенных условиях. В первую очередь ему необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое собственное поведение. Для того, чтобы образ психологический Я человека постоянно совершенствовалась, наблюдение за собой должно стать для него некоторого рода привычками. Желательно также, чтобы наблюдаемые реакции других людей человек постоянно соотносил с собственными ощущениями и действиями, мог выразительно судить о том, которое влияние и какую конкретную реакцию он вызывает, а также наоборот: какая реакция другого человека является следствием той или другого конкретного действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Шкала наименований
Шкала наименований получается путем присвоения "имен" объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность — ...

Эвтаназия
Эвтаназия (эу – хорошо, танатос – смерть, греч.). В перспективе на более высокой стадии развития, возможно, человечество будет лучше решать проблему смерти в ситуациях, когда она неизбежна и её предваряют боли, психологический и физиологи ...

Объективные тесты
Объективные тесты – методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует д ...