Особенности психологического познания
Страница 3

Психология » Особенности психологического познания

Заметим, что видов деятельности, которыми с успехом мог бы заниматься тот же человек, достаточно много и для каждого из них практически невозможно обнаружить и правильно оценить все необходимые качества личности, задатки и способности. К счастью, этого и не нужно делать, потому что множество разных видов деятельности человека более-менее хорошо заключается в следующие основные группы: человек – человек, человек – техника, человек – знаковые системы, человек – художественный образ. Первая группа включает все возможные виды деятельности, главным для которых является влияние человека на человека. Вторая группа содержит в себе виды труды, ориентированные на работу человека с разными машинами. Третья группа связана с разработкой, созданием и использованием человеком разных знаковых систем, например языки для общения, для математического программирования, языки изобразительных символов и т. п. В четвертую группу входят те виды деятельности, в которых человек занят разными видами литературы, театром или изобразительным искусством. Потому на практике достаточно бывает только обнаружить имеющуюся у данного человека склонность к одном или два из перечисленных видов (групп) деятельностей.

Кроме всего прочего, нам важно иметь хотя бы какую-то информацию о потребностях человека, например, о том, насколько у него развитая мотивация достижения успехов и мотивация избежания неудач, потребность в общении с людьми и потребность во власти. Этими потребностями определяется отношение данного человека к работе, к людям, к своим успехам и неудачам и вообще основная жизненная позиция.

Возможности психологического самопознания и познания других людей. Что может знать и чего не в состоянии узнать человек о своей психологии и психологии других людей?

В это время мы имеем в распоряжении накопленные века знания о психологии человека. Весомый взнос в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других отраслей науки и искусства. Чаще всего люди, которые не имеют отношений к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде жизненных мудростей, обычаев и традиций. И однако, доныне мы не можем с уверенностью говорить о том, что знание наши о психологии человека и его поведении достаточно полные и объективные. На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самих сложных из всех существующих в мире явлений, потому что значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом несознательном уровне, о котором мы доныне конкретно почти ничего не знаем.

Но однако, некоторые достоверные знания о психологии человека есть.

Мы, например, более-менее выразительно знаем о том, как человек воспринимает и переделывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, которые формируются на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступные много знаний, которые относятся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других делах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных заданий. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и языка. В целом достаточно большими, но, конечно, что далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов.

Немного хуже дело есть в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, доныне известно, очень мало: не до конца десны их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать, или изменять. Вместе с тем мы все-таки научились более-менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека с помощью разных тестов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Аль-Фараби (870 – 950) и его место в истории казахской психологии В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль- ...

Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)
Будучи пионером в использовании онтологического подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект. П ...

Психологическая диагностика и прогностика
Исследования и практические решения по многим направлениям и проблемам! психологической науки и практики основаны на применении методов психологической диагностики. Психодиагностика — это научно-практическая дисциплина, разрабатывающая ме ...