Особенности психологического познания
Страница 3

Психология » Особенности психологического познания

Заметим, что видов деятельности, которыми с успехом мог бы заниматься тот же человек, достаточно много и для каждого из них практически невозможно обнаружить и правильно оценить все необходимые качества личности, задатки и способности. К счастью, этого и не нужно делать, потому что множество разных видов деятельности человека более-менее хорошо заключается в следующие основные группы: человек – человек, человек – техника, человек – знаковые системы, человек – художественный образ. Первая группа включает все возможные виды деятельности, главным для которых является влияние человека на человека. Вторая группа содержит в себе виды труды, ориентированные на работу человека с разными машинами. Третья группа связана с разработкой, созданием и использованием человеком разных знаковых систем, например языки для общения, для математического программирования, языки изобразительных символов и т. п. В четвертую группу входят те виды деятельности, в которых человек занят разными видами литературы, театром или изобразительным искусством. Потому на практике достаточно бывает только обнаружить имеющуюся у данного человека склонность к одном или два из перечисленных видов (групп) деятельностей.

Кроме всего прочего, нам важно иметь хотя бы какую-то информацию о потребностях человека, например, о том, насколько у него развитая мотивация достижения успехов и мотивация избежания неудач, потребность в общении с людьми и потребность во власти. Этими потребностями определяется отношение данного человека к работе, к людям, к своим успехам и неудачам и вообще основная жизненная позиция.

Возможности психологического самопознания и познания других людей. Что может знать и чего не в состоянии узнать человек о своей психологии и психологии других людей?

В это время мы имеем в распоряжении накопленные века знания о психологии человека. Весомый взнос в этот процесс внесли профессиональные психологи, а также писатели, философы, представители других отраслей науки и искусства. Чаще всего люди, которые не имеют отношений к науке, по мере развития цивилизации собирали и передавали из поколения в поколение полезные сведения о психологии человека и об отношениях людей в виде жизненных мудростей, обычаев и традиций. И однако, доныне мы не можем с уверенностью говорить о том, что знание наши о психологии человека и его поведении достаточно полные и объективные. На чем основывается такая критическая оценка? Дело в том, что психологические знания касаются самих сложных из всех существующих в мире явлений, потому что значительная, а точнее сказать, большая часть внутренней психологической жизни человека протекает на так называемом несознательном уровне, о котором мы доныне конкретно почти ничего не знаем.

Но однако, некоторые достоверные знания о психологии человека есть.

Мы, например, более-менее выразительно знаем о том, как человек воспринимает и переделывает элементарную информацию об окружающем его мире в виде ощущений и образов, которые формируются на базе работы центральной нервной системы и органов чувств. Нам доступные много знаний, которые относятся к области восприятия.

С достаточной уверенностью можно судить о внимании человека, о его памяти, о многих других делах, связанных с использованием человеком имеющейся у него информации для решения разнообразных заданий. В психологии это относится к сферам воображения, мышления и языка. В целом достаточно большими, но, конечно, что далеко не исчерпывающими знаниями мы располагаем о психологии познавательных процессов.

Немного хуже дело есть в области познания личности и индивидуальности человека, объяснения его поступков. О способностях людей, например, доныне известно, очень мало: не до конца десны их природа, нет достаточных сведений о том, как их формировать, или изменять. Вместе с тем мы все-таки научились более-менее хорошо оценивать уровень развития способностей человека с помощью разных тестов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Практическая часть
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Сове ...

Сущность, структура и механизмы образного мыш­ления. Понятие об образе
Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, ...

Упражнение 6. «Замена ролей»
Цель применения техники замены ролей — побудить пациента увидеть другие перспективы и научиться ценить различия между людьми, Этого он достигает, переживая полярности разных ролей и точек зрения. Замена ролей — это обмен ролями между двум ...