Особенности психологического познания
Страница 2

Психология » Особенности психологического познания

Наконец, зная отношения человека к себе и других людей, мы можем или подстраиваться под эти отношения или предварительно настраиваться на то, чтобы в окончательном итоге изменить их в нужную сторону.

Мы можем и должны знать о психологии человека больше всего, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. Но нужно или знать абсолютно все? Наверно, нет, потому что, во-первых, психология человека впоследствии меняется, потому нам пришлось бы изучать ее в течение всего, жизнь. Во-вторых, нет необходимости знать все досконально. Целиком достаточно ограничиться минимумом самой необходимой информации.

Что же включает этот минимум? Если речь идет о восприятии человеком окружающего мира, то в первую очередь желательно узнать о том, как он воспринимает других людей: на что в первую очередь обращает внимание, встречаясь с незнакомыми людьми, как воспринимает индивидуальные особенности и психологические состояния других людей. Те же моменты должны фиксироваться при восприятии человеком себя как личности и индивидуальность.

Оценивая внимание человека, мы в первую очередь должны учитывать его стойкость и переключаемость, потому что от них зависят результаты деятельности человека и характер общения с ним. Этой же особенности внимания должны приниматься в расчет при взаимодействии с данным человеком на личной или деловой основе. Зная предварительно, например, о том, что дан человек сверх меры невнимательный, что его внимание рассеено, мы будем настойчивы, сообщая ему ту или другую информацию, и, конечно, снисходительные, прощая много чего с того, чего не простили бы человеку внимательному.

Главный практический интерес в человеческой памяти представляют такие ее характеристики, как объем и производительность процессов запоминания, сохранения и воссоздания. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек сможет сразу воспринять и запомнить, а также то, насколько долго в его памяти может сохраняться эта информация после ее однократного восприятия. Это важно знать, например, из-за того, что в жизни, в работе и в общении с людьми человек постоянно пользуется кратковременной и оперативной памятью. От этого в первую очередь зависит то, насколько производительными будут его работа и взаимодействие с людьми.

Кроме того, изучая память человека, желательно дополнительно узнать о том, какой ее вид доминирует: зрительный или слуховой. Это необходимо для того, чтобы правильно строить запоминание в процессе учебы, труда и общения с людьми. Основная нагрузка в этих видах человеческой деятельности стоит адресовать ведущему виду памяти, которая обеспечивает наилучшие условия для запоминания, длительного хранения и быстрого, точного воссоздания информации.

Из других познавательных процессов человека важно иметь представление об уровне его интеллектуального развития и о доминирующем типе мышления: наглядно действующему, образному или словесно логическому. От этого зависит оценка его способностей и возможностей. Они в первую очередь проявляются в тех видах деятельности, которым отвечает доминирующий у человека тип мышления.

Непосредственно с изучением мышления человека связана психодиагностика его общих способностей, которыми определяется склонность к занятиям тем или другому виду деятельности. В этой связи важно, во-первых, обнаружить сами склонности, во-вторых, определить наличие у человека соответствующих задатков и способностей.

Изучая темперамент человека – еще одну его личностную характеристику, достаточно получить представление о подавляющем типе темперамента, а исследуя характер – об акцентированных чертах. Все это в первую очередь необходимо для правильной организации общения с данным человеком. Наконец, важно знать, как человек воспринимает самого себя и относится к себе, то есть его самооценку, а также то, как данный человек относится к людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Групповые нормы
Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Государственные нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они форм ...

Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис. 2.Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной п ...

Личность. Структура личности
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к лати ...